парочка интервью обязательных к прочтению :)
1. Фео (голос, гитара)
Х: Ну что, начнем с лексикологии. Имеет ли ваше название отношение к слову "псих"?
Ф: Ну разве что по буквам. Эээ... А вообще может и имеет в какой-то мере...
Х: А с "одухотворенными людьми" или психами тебе часто приходилось сталкиваться?
Ф: Да постоянно, они же везде! На самом деле все относительно - псих, не псих... Достаточно много людей неадекватно оценивают происходящие вещи. Кругом одни психи, короче.
Х: Тебе когда-нибудь хотелось кого-нибудь убить?
Ф: Да! Причем кого угодно, да хоть вот этих всех... (рукой указывает в сторону зала). Я вообще хожу с ножами по квартире и хочу кого-нибудь убить, зарезать...
Х: А почему ты тогда еще не убил никого до сих пор?
Ф: Ну, я сдерживаюсь, тренирую свои эмоции и пытаюсь направлять их в нужное русло.
Х: Какую из новых групп вашего направления ты мог бы выделить?
Ф: Не знаю... Зато знаю, с кем бы я хотел познакомиться: с Жанной Фриске! Она обуенная тетка!
Х: Что, хотел бы ее натянуть?
Ф: Ну, может быть. Если у меня это получится, я буду очень счастлив...
Х: Многим запоминается видеоряд на ваших концертах - фильмы Реджио там, и все такое...
Ф: Мы постоянно пускаем видеоряд: про войну в Ираке, просто нарезку из мультиков, сегодня вот показывали фильм Гинзбурга "Марихуана" 70-го года... Мы постоянно совмещаем энергетику видеоряда с музыкой, и, по-моему, получается довольно неплохо...
Х: Ты деньги любишь?
Ф: Вообще-то мне пофиг на все (ржет). И на них включительно. "Я не хочу быть персонажем в собственной истории", как сказал герой фильма "Круглосуточные тусовщики". Мы такие, какие есть. Мы идем на конфликт, если что-то противоречит нашим убеждениям, и деньги для нас не имеют большего значения.
Х: То есть нет такой суммы, ради которой ты бы согласился уйти со сцены?
Ф: Есть такая сумма, за которую я готов выйти НА сцену. А чтоб уйти и перестать играть - такой нет.
Х: Были ли попытки каким-нибудь образом продвинуть свое творчество за бугор? Вон "Текиладжаззз" вроде на радио не особо светится, в МТВ клипаки не крутит, на больших фестивалях из принципа не играет - а всю дорогу в гастролях зарубежных, нормально так жизнь себе обеспечивает...
Ф: У нас просто проблемы с документами, и мы не можем себе оформить загранпаспорта. А так нас приглашают в Финляндию, в Германию, в Израиль... С другой стороны, сейчас мы играем то, что хотим, а там надо будет подстраиваться в какой-то степени... Хотя ради эксперимента сыграть за бугром было бы неплохо.
Х: Какую группу вы ни за что не согласились бы разогревать?
Ф: Да мы всех готовы разогревать - в конце концов, мы можем и подстебать хэдлайнеров. Сыграть круче, чем они, например...
Х: Вспомни свой самый дрянной концерт!
Ф: Наш первый концерт в Минске - это было ужасно. Ну, еще концерт в "Полигоне" у нас один был... Вообще-то это не всегда от нас зависело - там по техническим причинам всякая лажа периодически происходит. Но все равно таких концертов - единицы.
Х: Твое отношение к стилю эмо?
Ф: В последнее время это немного затасканное понятие, но я вкладываю в это свой смысл. Для меня эмо - это прежде всего искренность и способность быть честным - в первую очередь с самим собой.
Х: А у вас есть контракт с Черкизовским рынком на производство маек "Психея"?
Ф: Нет. Если мы делаем что-либо сами, мы стараемся как-то морочиться с дизайном, вкладывать посыл какой-то... А эти левые майки - я вообще ничего про них не знаю...
Х: С кем бы вы хотели сыграть на Ozzfest'е или Лоллапалузе?
Ф: Да с кем угодно! Я не буду называть имена - они и так всем известны... Просто очень хотелось бы сыграть там, очень.
2. Azz (МС)
Х: Есть ли девушки, которые тебя преследуют?
А: Конечно есть! Вон целая толпа стоит!
Х: Ну и как ты к ним относишься? Не раздражают?
А: Хорошо отношусь! Это приятно, когда тебя девушки преследуют. Это звездато.
Х: Значит, ты всегда можешь найти себе девчонку после концерта?
А: Ну конечно. А могу и во время концерта. Девушку ващще можно найти всегда.
Х: Что для тебя значит эмо? Во всех смыслах этого слова.
А (подумав): Мегаэмоциональная энергия!
Голос Славона (барабанщика) со стороны: Мега-импега!
Х: Как ты мог бы обрисовать среднестатистического фаната группы "Психея"?
А: Даже и не знаю я... Среди наших поклонников есть представители различных социальных классов - и бедные, и богатые. Наша музыка - вне сословий.
3. Слесарь (бас)
Х: Вопрос в лоб: ты псих?
С: Отчасти.
Х: В чем это выражается?
С: В образе жизни. С одной стороны мы, типа, звезды (я не выеживаюсь, просто образно выражаюсь!) - ну, там, популярны, а с другой - те, кто ходит на наши концерты, зачастую живут гораздо лучше, чем я. Зато я живу более интересно!
Х: То есть к тебе применима цитата из "Кирпичей": "Я выпустил 4 альбома, но до сих пор почти нищий"?
С: Это вообще фраза про меня! Абсолютная правда. Но мы все равно не прогнемся и всех сломаем! (ржет).
В этот момент в гримерку входит барабанщик группы I.F.K. Петя (PJ). Формируем вопрос согласно ситуации:
Х: Какие у тебя отношения с группой I.F.K.?
С: А я расскажу, какие у меня отношения с группой I.F.K.! Вчера перед поездом к нам подходит на перроне Галстьян, пьяный вдрызг, и говорит: "Дайте денег - у меня на билет не хватает!". Я даю ему коробку с дисками и говорю: "Денег нет, держи коробку и не свисти!". Зашли, положили его на багажную полку, закрыли его коробками, и он доехал с нами. Вот какие у меня отношения с группой I.F.K.!
Х: Есть ли у тебя поклонницы?
С: До фига. Сегодня вон орали: "Слесарь, мы тебя любим". Прикольно, что они есть. Я, конечно, занимаюсь музыкой вовсе не ради того, чтобы они орали мне всякую восторженную чушь, но все равно прикольно.
Х: Если бы вам предложили хорошо оплачиваемое мировое турне с группой "ДДТ" при условии, что в программе должна звучать хотя бы одна говнороковая песня про Россию, родину, водку и рок-н-ролл, вы бы согласились?
С: Ну, можно было бы прикольнуться. Сделали бы такую песню, типа "Он не придет" - она в музыкальном плане хорошая, а по смыслу дурацкая. Я думаю, поехали бы... "ДДТ" - нормальные дядьки, Шевчук ржал, когда слышал "Говнорэп".
Х: Поделись секретом успеха с молодыми неудачниками из "Р-клуба": как скачок в альтернативной музыке правильно сделать?
С: Ща объясню. Работа, работа и работа! Есть такая банальная истина: успех - это 99% труда и 1% таланта. Это на 100% проверено на нашей собственной шкуре. С того момента, как мы приехали в Питер, мы вообще не сбавляем оборотов. Сперва мы репетировали 3 месяца каждый день до 10 утра, чтобы успеть на работу, а когда все пошло получше, то стали репетировать 3 раза в неделю. Так вот и играем пятый год уже. С перерывами на запись альбома, ну и летом еще месяцок отдохнуть...
/podzemka.net/ - fm: Когда вообще с компом познакомился и как дошел до музона? :)
/Психея/ - Кита: Длинная, и очень печальная история. Первый комп я купил в феврале 1993 года на свой ваучер(!). Правда, это был всего-лишь микрокомпьютер 'Электроника МК-85', но на нем я научился Бейсику. Мне 12 лет было. Потом осенью того же 93 я купил себе первый Zx-spectrum. Я жил тогда в городе Кургане. Это далеко от столиц, и там всяких-там компьютерщиков было не много. И никаких радиорынков тоже не было. И крутых всяких тоже было мало, и я с ними, наверное, в силу возраста (12-14 лет) и природной скромности, так ни разу и не пересекся.
Я тогда очень хотел стать хакером. Изучил ассемблер Z-80 проца. Мог уже и дампы читать, и просто из дизассемблера писать проги, небольшие, правда. И так я серьезно напрягался, чтобы все это освоить, что в 14 лет здоровье у меня кончилось, и я больше физически не смог думать. Полгода на успокоительных провел. Вот после 3-х месяцев на успокоительных препаратах, я и решил, что раз уж программистом стать не светит, так хоть музыкантом. Я скопировал себе программу Digital Studio 1.0 на 8-ми, кажется, 5'25 дискетах. Там была сама прога, и библиотеки 8-битных сэмплов, слитых с ibm-pc. Прога, для 128k spectrum'а это была, если кто не понял. Именно в ней я и начал. Никаких трэкеров на pc я тогда не видел ни разу. Что я до этого видел, это, кажется Sound Tracker и ASC, или что-то в этом роде, на speccy, и все.
Еще, забегу вперед, к одному из последних вопросов. Я с 7-ми до 10-ти, кажется, лет, учился в музыкальной школе, по классу баяна. Я уже играл в народном оркестре, когда решил уйти из музыкальной школы. У меня всегда было 5 по сольфеджио, а вот читать с листа я так и не научился. Т.е. знал, конечно, как это делается, но очень медленно получалось. Лентяй. В общем, не доучился ни фига, и забросил.
Так вот это самое неоконченное муз-образование, мне в мои 15 лет, когда я сел за Digital Studio, практически не помогло, т.к. уже было напрочь забыто. Кроме того, я пытался делать рэйверские какие-то трэки. Сначала просто пытался воспроизводить то, что на кассетах слышал. В Digital Studio было 3 монофонических канала (в общем-то благодаря аппаратным особенностям музыкального сопроцессора AY-'чего-то там', уже не помню, '8912'?), и при таком богатстве было очень непросто воспроизвести что-бы то ни было. Ноты можно было ставить только на 16-е, либо 32-е, либо 64-е доли, в зависимости от bpm. Никакого тебе свинга, триолей и пр. Даже громкость ноты нельзя было менять! В общем пиздец, какие скудные были возможности. Вот на этом я и учился. С декабря 1995, до весны 1997. Потом я до декабря 1997 практически ничего в этой области не делал, т.к. очень ждал появления у себя дома, наконец, настоящего PC. Появился он у меня только 19 декабря 1997, на мой день рождения. Я к тому времени уже знал, что такое FastTracker 2.08, и уже даже пару трэков в нем сделал.
Первый PC был P166MMX, 32mb, S3 Virge DXGX 2mb pci, 1.2Gb Fujitsu, CD-ROM 16x Mitsumi и sound Yamaha 718 Isa. И хуй помнит какая мамка. Вот на этом супер-компьютере я целых три года занимался сочинительством и музицированием, с декабря 1997, до весны 2001. Потом начались мучительные апгрейды. В итоге у меня появился кроме всего прочего SbLive какой-то один из первых. Очень старый и без наворотов вообще. У меня в компе он стоит до сих пор. И я до сих пор им и пользуюсь! Правда очень хочется себе хотя-бы Echo Mia прикупить, но до сих пор не могу выделить одновременно достаточно $ для выполнения этой задачи.
Так, поотвечаю чуть-чуть дальше, чтобы легче было рассказывать.
/podzemka.net/ - fm: Как возникла идея выступать с компом? Чего-то я не припомню до вас групп, которые зажигали с компом.
/Психея/ - Кита: Идея возникла весной 1998 года. Тогда группе Психея было 1.5 года. Фео - мой одноклассник на протяжении 10 лет. Мы никогда не общались с ним в школе, но в 1997 году мы выпустились, поступили в один и тот же курганский ВУЗ, только на разные факультеты (он - физмат, я - естественно-научный, как ни удивительно), и начали общаться понемногу. Я тогда, в 1997 году, решил на электрогитаре научиться играть, а он меня поучил немного. Так вот, вернемся. Весной 1998 года, когда гр. Психея было 1.5 года, ФЕО (тогда его еще, кстати, так никто не звал, да и он сам тоже) решил выгнать барабанщика. А, поскольку он наблюдал мои достижения в области компьютерной музыки, решил, что пока барабанщика нет, можно все барабаны на компе сделать, на кассету записать, и под нее репетировать. Что мы и сделали. Потом, через 2 недели он выгнал бас-гитариста, и взял двух моих друзей, АЗ'а и Лефика, в качестве бас-гитариста (АЗ), и барабанщика (Лефик). Почти в таком составе мы и приехали в 2000 году в Питер. Только в 1998 году Лефик на барабанах играть еще не умел. Поэтому некоторое время гр.Психея выступала с барабанами, записанными на аудиокассету. Потом мы сменили репетиционную точку с гаража (откуда все у нас украли), на прядильно-трикотажную фабрику, куда я осмелился привезти компьютер, и где и сложился тот симбиоз живых барабанов с электронными. Было это уже в конце 1998 года.
/podzemka.net/ - fm: Какими программами ты пользуешься для написания музыки? Какая твоя любимая?
/Психея/ - Кита: С конца 1998 до конца 2002 я пользовался только Impulse Tracker 2.15 и Rebirth 2. Теперь я пользуюсь еще FLStudio 4.51.
Естественно я пользовался SoundForge, CoolEdit и CoolEditPro, Cubase, Samplitude, Logic и еще хуй знает чем. Сотнями DX и VST плагинов.
Я вообще еще в 1998 году, летом, записал первый альбом гр.Психея в комп, в CoolEdit 96, причем это был мой первый в жизни опыт звукозаписи!
/podzemka.net/ - fm: Чего ты думаешь о таких монстрах, как Cubase и Sound Forge?
/Психея/ - Кита: Что думаю? Думаю, что SoundForge самая доступная и универсальная программа для редактирования отдельных аудиофайлов. Базовая, которая должна с операционной системой поставляться. Но без CoolEditPro одним Forge'м я обойтися не могу.
Cubase SX, особенно вторая версия SX, программа для многоканальной записи, редактирования, сведения и мастеринга, с самым удобным для меня интерфейсом. Я в Cubase SX сделал альбом Светланы Сургановой 'Неужели Не Я', прямо у нее дома. Правда 'сделал' по-моему слишком короткое слово для семи месяцев работы. ;) И еще, на мой (и не только) слух, Samplitude кайфовее звучит, чем Cubase. До сих пор не могу найти время, чтобы осмыслить этот пренеприятнейший феномен.
/podzemka.net/ - fm: Реально ли качественно сводить музыку на компе?
/Психея/ - Кита: Да.
/podzemka.net/ - fm: С каких прог, по-твоему, стоит начать новичку, который хочет писать музыку? С Hip-Hop eJay?
/Психея/ - Кита: А я не работал с hip-hop eJay. С любых, где получается. По моему стоит начать с изучения музыкальной теории и освоения хотя бы фортепиано. Хотя я ни тем, ни другим не владею. И здорово этим недоволен. ;(
/podzemka.net/ - fm: Реально ли полноценно имитировать инструменты, например гитару, барабаны? Может ли комп заменить все инструменты?
/Психея/ - Кита: Да, но проще все-таки на них играть, чем имитировать их. Хотя вот барабаны на компе неплохо получаются. Но, опять же, далеко не все элементы игры получается (по крайней мере, у меня) воспроизвести так, чтобы не обламываться, когда слушаешь потом.
/podzemka.net/ - fm: Какие преимущества и недостатки у компа перед синтезаторами?
/Психея/ - Кита: Ну, в синтезаторах все равно задержка меньше, чем даже 1.5ms, если надо живьем поиграть, и звук на выходе поприятнее. А вообще-то все синтезаторы (кажется мне) есть в виртуальном исполнении, и очень даже неплохо звучат.
/podzemka.net/ - fm: Сколько время уходит на написание одной композиции? На что затрачивается больше всего времени?
/Психея/ - Кита: Ну, от 4-х часов, наверное (причем не подряд 4-х), до бесконечности. Я обычно не до конца знаю, что хочу сделать. Это все получается у меня в процессе делания. Потом я останавливаюсь, слушаю, снова что-нибудь меняю, т.е. добавляю, или переделываю. Или оставляю, как уже есть. Зависит от того, что, для чего и для кого я делаю. Иногда ведь срок ограничен. Тогда можно и за 20 минут чего-нибудь сделать.
Уже было такое.
Больше всего времени на то, чтобы остановиться, решиться уже оставить, как есть. Ну и чтобы зазвучало заебись, тоже у меня далеко не сразу получается сделать. Мне вообще все, что бы я ни сделал, не нравится все равно ни хуя!
/podzemka.net/ - fm: Сложно ли подбирать семплы под всю музыку?
/Психея/ - Кита: Что значит 'под всю музыку'? Я не понял половину вопроса. Я в последние 2 года стараюсь только звуки синтезаторов и банки барабанов подбирать, а уже из них делать полностью свои 'сэмплы', т.е. 'образцы' ;) музыки.
Не люблю сэмплы подбирать. Надоело. Хочется играть больше, а не миксы делать, а то самолюбие что-то страдает. Все уже за меня сыграно и придумано, а я просто нарезал и передвинул? Хочу тоже играть, рисовать нотки...
/podzemka.net/ - fm: Я имею в виду, трудно ли, подобрать нужный семпл в нужный момент, чтобы он не портил, а только украшал музыку?
/Психея/ - Кита: Это зависит от того, где их ищешь. Если там просто нет того, что встает 'само' туда, куда ты хочешь что-нибудь поставить, то трудно. Либо уже знаешь, какой хочешь сэмпл, но не знаешь, где его взять. Тогда тоже трудно. Да, мне, наверное, это всегда трудно.
/podzemka.net/ - fm: Где ты в основном берешь с семплы? Вставлял ли когда-нибудь из кинофильмов, из игр?
/Психея/ - Кита: В основном 99%, когда брал, то из чужих готовых трэкерных модулей.
/podzemka.net/ - fm: А оставшийся 1%?
/Психея/ - Кита: Из телевизора, cd-трэков других исполнителей, из любых других возможных источников.
/podzemka.net/ - fm: На какой платформе ты работаешь (ПК / Мак)? Под какой операционкой?
/Психея/ - Кита: Сейчас на PC под WinXP, но мой любимый Impulse Tracker чувствует себя хорошо только под Win98, так что с Психеей живьем до сих пор под Win98SE. Хотя у нас акустические концерты были, я там всякие pad'ы, string'и играю с midi-клавиатуркой, вот там я под xp, в FLStudio и из Cubase на всяких виртуальных синтезаторах играл. Меня под Win98 только Imluse Tracker держит, да и то я все новые песни делаю уже полтора года, как в FLStudio (полтора года назад еще был FruityLoops 3.56).
/podzemka.net/ - fm: А в клипе у тебя PowerMac (насколько я разглядел - G4) стоит :).
/Психея/ - Кита: Из эстетических соображений режиссера, кажется. Не моих - точно. Т.е. Mac конечно эстетически привлекает меня больше, чем любой PC, но инициатива в клипе снимать Mac была не моя.
/podzemka.net/ - fm: Что из музыкальных девайсов у тебя стоят на компе? И какая вообще конфигурация? Какие музыкальные проги самые требовательные к ресурсам?
/Психея/ - Кита: У меня, как я уже сказал, до сих пор старенький SbLive. У меня P4 1.7 256k cache, ram 256mb, mb gigabyte ... на sis 645, hdd 40Gb Seagate barracuda, video matrox millenium g450 16mb ddr dualhead, cd-rom teac 540e. В общем, давно пора менять, но опять же, думаю надо notebook брать, а $$ не хватает. А вкладываться в очередную настольную машину смысла не вижу. А то, что сейчас у меня такая машина херовая, это потому что вообще подарок. Так у меня сейчас неизвестно, что вообще за комп был бы. Наверное до сих пор 633 celeron ;). Самые требовательные к процу пиздатые ревербераторы виртуальные, и синтезаторы тоже жрут дохуя, сэмплеры дохуя оперативки едят. Много дорожек, если чего сводить, быстрый винт надо. В общем, сами хост-программы не очень много едят. Едят плагины уже, и их количество.
/podzemka.net/ - fm: Если не секрет, есть ли у тебя музыкальное образование? Необходимо ли оно для программирования музыки?
/Психея/ - Кита: Ну, на этот вопрос я практически ответил выше. В общем, необходимо, наверное, понимать, что такое ритм-секция, например, и как ее делать. И, там, дохуя чего стоит знать.
Ну, это если популярную музыку делать. А если экспериментировать, то лучше вообще не знать ничего. Интереснее получаться будет.
/podzemka.net/ - fm: Это правда, что ты писал музыку для нового проекта Куваева 6,5? Расскажи, плиз, поподробнее.
/Психея/ - Кита: 6.5 это не Куваева проект, а сотрудницы его студии 'Мульт.ру' Маши Степановой. Это эксклюзивная серия мультов, заказанная у 'Мульт.ру' сетью салонов сотовой связи 'Связной'. Чисто коммерческие flash-мультики.
Музыка практически в каждой серии эксклюзивная, и серии до сих пор выпускаются по 3 в месяц. Но я там не один музыку делаю, с АЗ'ом из Психеи. Мы вдвоем там все делаем, а он еще и персонажа одного (Локи) озвучивает. Я, честно говоря, стараюсь от него идей заполучить побольше, а потом их немного дорабатываю, и еще в качестве звукооператора всего мульта выступаю каждый раз.
Мне проще, когда надо быстро выдать продукт, чьи-то идеи доделывать, чем самому придумывать. Я сам долго очень делаю.
/podzemka.net/ - fm: Никогда не пробовал программировать музыку для демосцены?
/Психея/ - Кита: Нет.
/podzemka.net/ - fm: Бывали ли “забавные” казусы, вроде зависшего компа, в самый ответственный момент выступления?
/Психея/ - Кита: Да. Много раз. Но давно. Сейчас практически никогда. Опыт, наверное, сказывается. И не очень это было забавно. Обломно это.
/podzemka.net/ - fm: Сколько за свою жизнь ты разбил на сцене мониторов, системных блоков, клавиатур? :)
/Психея/ - Кита: Уже немало. Вероятно мониторов больше, чем клавиатур. И, наверное, не так много, как сам думал. Штук 20 мониторов и чуть меньше клавиатур.
Официальный сайт: http://www.psyshit.ru/
Неофициальные сайты:
http://PSYfan.spb.ru/
http://www.livejournal.com/community/psyshit/
http://mozgrec.ru/
http://deathgirl2007.narod.ru